Статьи об информации и знаках

Согласование различных представлений об информации.

Что такое информация? С середины 20-го века подходы к определению сущности информации разошлись по двум исходным позициям: «функциональной» и «атрибутивной». В статье обсуждаются различия, преимущества и недостатки как самих этих позиций, так и разных более конкретных подходов, сформированных на их основе. Показано, что развитие «атрибутивных» подходов демонстрирует продвижение к пониманию объективной сущности информации, а «функциональные» подходы пока не могут преодолеть традиционную для них субъективность. В рамках развития «атрибутивной» позиции в 2004 г. предложена концепция «Информация-структура», которая устраняет недостатки предыдущих подходов. Обоснованное в ней понимание сущности информации, как структуры, передаваемой между состояниями системы или между системами, позволяет конструктивно обсуждать объективные и субъективные свойства информации, а также информационные процессы, включая понимание, мышление и их связь с реальностью.

Показано, что многие прежние взгляды на сущность информации являются не альтернативными, а, скорее, частными и могут быть согласованы на основе концепции «Информация-структура».

Новый подход к определению информации

Отмечается важность осознания информации, как фундаментального феномена. В этом контексте обсуждается гипотеза о появлении информации в результате сравнения и данное на её основании определение информации. Доказывается универсальность определения и комментируется его состав. На основании определений доказывается эквивалентность понятий «информация» и «структура» и приводятся некоторые вытекающие из этого следствия.

Природа информации и развития. Сборник статей.

Сборник составлен на основе статей и докладов автора, раскрывающих сущность понятий «информация» и «развитие», а также их взаимосвязь. Анализируются отношения информации со структурой, материей и другими фундаментальными понятиями. Даётся определение информации и доказывается его универсальность. Вводится понятие положительной структурной обратной связи, как универсальной причины развития. На этом основании анализируется роль информации и интеллекта в развитии, предлагается количественный критерий развития, обсуждаются концепции моделей развития структур и понимания информации. Обсуждаются сущность и общие свойства процесса развития.

Что такое информация. (журнал «Эволюция»)

Показано, что предшествующие попытки определения информации неудачны, и актуальность такого определения сохраняется. Проанализированы отношения информации со структурой и движением. Показано, что информация появляется в результате сравнения, происходящем при любом взаимодействии. На этом основании дано определение информации через соотношения свойств, которые определяются при сравнении. Проанализированы компоненты определения и доказана его универсальность. Далее доказана и продемонстрирована на примерах эквивалентность понятий «информация» и «структура», на этом основании сделан вывод о присутствии информации во всех объектах живой и неживой природы, о фундаментальности понятия «информация». В завершение на примерах подтверждена полезность и конструктивность предложенного определения информации.  

О знаках объективно

Что такое знак? Как возникают знаки? Как знак связан со своим значением? Кто может использовать знак? Ответы на эти и другие вопросы о знаках даны с объективной точки зрения.

Традиционно, знак рассматривается с позиций воспринимающего субъекта, то есть субъективно. Это неоправданно усложняет и запутывает картину, приводит к логическим противоречиям и неопределённостям. Ряд авторов, характеризуя современное состояние науки о знаках, констатируют, что концепция знака далека от завершения. Если более чем вековая работа над понятием «знак» имеет такой результат, резонно сменить сам подход к проблеме. Поэтому вместо традиционного субъективного подхода автор применил не принятый в науке о знаках объективный подход. Отсюда вытекает новизна всего исследования. 

На основании объективного подхода установлено, что объект становится знаком благодаря связи со значением, которая может быть объективной. Предложено объективированное определение знака. Далее развиты представления о возникновении, существовании и использовании естественных и искусственных знаков, о том, как предъявленный знак замещает своё значение. Рассмотрены особенности создания и распространения условных знаков, создание и сопоставление им воображаемых значений. Предложены гипотеза развития знаков от естественных к условным и новая схема связей между знаком, значением и воспринимающим субъектом. С помощью этой схемы показано, что использовать знак могут лишь те субъекты, во внутреннем мире которых имеются ментально связанные образы знака и значения.

Применённый подход позволил снять внутренние противоречия семиотики, по-новому раскрыть сущность знака, прояснить диалектику знаков и значений, описать знак ясней и логичней.

Что такое информация («Философские исследования»)

Это первая публикация автора на тему философии информации:

Проанализированы отношения информации с материей, движением и структурой. Показано, что информация возникает при сравнении объектов в ходе их взаимодействия. Дано определение информации и обоснована его универсальность. Обсуждается ряд иллюстраций применения определения, подтверждающие его полезность и конструктивность.

Заседание 23: «О знаках, сообщениях, информации и преодолении субъективности»

Приводится текст доклада на 23-м заседании совместного семинара ИНИОН РАН и ИПИ РАН.

В докладе с целью преодоления противоречий, возникающих при субъективном описании сущности знаков, это описание дано с объективных позиций. Раскрыто, как знаки возникают и используются, как предъявленный знак замещает своё значение. Предложена гипотеза об эволюции знаков от естественных, которые возникают в неживой природе, к искусственным, которые являются продуктом деятельности живых существ.

Показано, что знаковые сообщения, также как и аналоговые, передают информацию в виде своей структуры, и это подтверждает верность и общность концепции «Информация-структура». Раскрыто, как с помощью знаковых сообщений субъект может распространять фрагменты своего внутреннего мира, внедряя их в ментальную структуру окружающих, в частности, в процессах обучения и воспитания.

Сделан вывод, что изложенное подтверждает возможность согласования различных взглядов на природу информации на основе концепции «Информация-структура».

(((Инф+Logo+Эво RGB 36
«Информация и развитие»
Проблемы наук об информации и развитии.

Контакты

Саночкин Владимир Викторович.
E-mail: mail@inforevo.ru

Добро пожаловать на сайт