О выборе путей и целей.
Есть проблемы, которые приходится решать во все времена. Среди таких — выбор путей и целей, например: решать задачи самостоятельно или искать готовые ответы, описывать все мнения о проблеме или только полезные для её решения. Выбор этих путей определяет стиль и метод научной работы, а также связан с её целью.
Рене Декарт ещё 4 века назад писал об этих проблемах в занимательном сочинении, начало которого приведено под портретом автора. Во второй части этой заметки обсуждение продолжено с современных позиций.
Рене Декарт. (1596-1650)
РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ
ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА,
который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, могущих занимать его мысли, проникая в тайны самых любопытных наук.
Добропорядочный человек не обязан перелистать все книги или тщательно усвоить все то, что преподают в школах; более того, если бы он потратил чересчур много времени на изучение книг, это образовало бы некий пробел в его воспитании. В течение жизни ему необходимо совершить много иных дел, и его жизненный досуг должен быть распределен настолько верно, чтобы большая часть этого досуга отводилась на свершение добрых дел, понятие о которых бывает ему внушено его разумом, даже если он иных наставлений не получает. Однако в этот мир он приходит невежественным, и, поскольку ранние его познания основываются лишь на неразвитом чувственном восприятии и на авторитете его наставников, почти невозможно, чтобы воображение его не оказалось в плену бесчисленных ложных мыслей до того, как его разум примет на себя руководящую роль, и в дальнейшем ему нужны большая сила характера или же наставления какого-либо мудреца — как затем, чтобы избавиться от занимающих его ум ложных теорий, так и для того, чтобы заложить первоосновы прочного знания и открыть себе все пути, идя которыми он может поднять свои знания на высшую доступную ему ступень.
Об этих-то вещах я и решил написать в данном труде, дабы пролить свет на истинные богатства наших душ и указать каждому человеку средства для отыскания в самом себе, без заимствований у других, всего того знания, какое необходимо ему для правильного жизненного поведения и для последующего достижения — с помощью самостоятельных занятий — всех тех самых интересных знаний, какими может располагать человеческий разум.
Но, опасаясь, как бы величие моего замысла не преисполнило ваши умы таким изумлением, кое сразу же исключило бы доверие, я хочу предупредить вас, что предприятие мое не столь непосильно, как это могло бы показаться: ведь все знания, не превышающие возможности человеческого ума, связаны между собой столь чудесной цепочкой и могут быть выведены одно из другого с помощью столь необходимых умозаключений, что для этого вовсе не требуется особого искусства и восприимчивости, если только, начав с самых простых умозаключений, мы сумеем, ступенька за ступенькой, подняться к самым возвышенным. Я постараюсь показать вам это здесь с помощью ряда столь ясных и доступных доводов, что всякий поймет: было бы ошибкой не видеть впереди правильного пути и задерживаться мыслью на уже высказанных мной соображениях, если он (не) сумел заметить то же, что и я; ведь я заслуживаю славу открытия этих вещей не более, чем прохожий, в силу счастливого случая наткнувшийся на некий богатый клад, который многие долгое время до этого усердно, но бесполезно искали.
Право, я изумлен, что среди стольких незаурядных умов, кои могли бы выполнить эту задачу гораздо лучше меня, не нашлось ни одного, у кого хватило бы терпения разрешить эти вопросы: почти все они напоминали путников, покинувших столбовую дорогу ради боковой тропки и заблудившихся среди терновника и обрывов.
Однако я вовсе не стремлюсь исследовать, что знали другие или чего они не знали; мне довольно заметить, что, если бы даже вся наука, какой только можно желать, содержалась в написанных книгах, все равно то хорошее, что в них есть, перемешано с таким количеством бесполезных вещей и беспорядочно раскидано в такой куче огромных томов, что для прочтения всего этого потребовалось бы больше времени, нежели нам отпущено в этой жизни, а для выборки полезных истин — больше ума, нежели требуется для самостоятельного их открытия.
Это позволяет мне надеяться, что вы охотно усмотрите здесь более легкий путь, и истины, кои я изложу, будут хорошо вами приняты, хотя я и не заимствовал их ни у Аристотеля, ни у Платона; полагаю, что они получат распространение в мире, подобно монете, коя не менее ценна, когда она извлекается из сумки крестьянина, чем тогда, когда ее выдает банкир.
Как видим, Декарт склоняется в пользу самостоятельного решения задач, особенно когда поиск готовых решений становится слишком обременительным. Такой подход особенно оправдан в тех областях, где ещё нет устоявшихся знаний или долгое время остаются неразрешёнными противоречия, кои указывают на незавершённость исследований или паллиативность имеющихся воззрений.
Поэтому, если есть ощущение, что самостоятельно решить проблему проще, чем искать решения в безбрежном, особенно в наше время, океане литературы, то так и надо поступать. В пользу этой позиции можно дополнить Декарта целым рядом аргументов.
Прежде всего, готового решения может просто не быть, и тогда весь его поиск – трата времени, не продвигающая к цели, а порой даже заражающая теми самыми идеями, которые мешают прогрессу, давлея в силу авторитета авторов или традиций.
Во-вторых, даже если решение есть, то независимое исследование является его проверкой, которая может подтвердить полученный ранее результат, может его дополнить или уточнить, а может и опровергнуть. Особенно ценно, когда к известному решению приходят из других исходных посылок или другим способом. Это становится не просто подтверждением верности решения, а показывает его устойчивость и полезность в большей области ситуаций, чем представлялось изначально.
В третьих, самостоятельный поиск решения помогает сохранять творческий тонус мышления и свежий взгляд на проблему. Это особенно важно при решении застарелых проблем, ибо даёт шанс выйти из круга, в котором решение упорно ищут все, и найти его там, где никто не искал. Так открываются действительно новые пути в познании природы, которые невозможно найти, двигаясь по накатанным дорогам и цитируя знаменитых предшественников.
И наконец, как писал Карл Саган: «Когда доходишь до всего сам, пусть последним на Земле, — ты этого никогда не забудешь».
Короче, не будем отнимать хлеб у историков науки, и, следуя логике Декарта, примем главной целью на этом сайте — не пытаться обозреть всё написанное об информации и развитии, а продвинуться в познании этих феноменов, по возможности не блуждая в противоречивом, пёстром и многословном наследии по этой тематике, но отдавая дань уважения, тем, кто действительно помог нам в пути своими идеями. Такая тактика верна ещё и потому, что только после успешного решения проблемы можно окончательно судить о том, кто был на правильном пути к этому решению, а кто заблудился.
Насколько продуктивна такая позиция, решать уважаемым гостям сайта.
Прикрытый авторитетом Декарта,
Владимир Саночкин.